Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл

Анализ результатов проверок показывает, что нарушения, допускаемые некоммерческими организациями, являются типичными. Можно выделить следующие группы нарушений:

1. В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,  пункта 3 статьи 14 Федерального закона  от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредительные документы некоммерческих организаций не соответствуют действующему законодательству:

1.1.Типичными нарушениями в учредительных документах корпоративных организаций являются:

- Права и обязанности членов Организации не соответствуют требованиям статьи 65.2, статьи 123.6, 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

- Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7, 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

-Уставом Организации не предусматривается единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований пункта 3 статьи 65.3, пункта 2 статьи 123.7  Гражданского кодекса Российской Федерации.

- Отнесение в уставах общественных организаций к компетенции коллегиального исполнительного органа вопроса об определении порядка уплаты членских и других взносов противоречит требованиям пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

- Определение правомочности заседаний  коллегиального исполнительного органа противоречит требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.2. Типичными нарушениями в учредительных документах  иных некоммерческих организаций (автономных некоммерческих организаций, частных учреждений, фондов) являются:

- В соответствии с требованиями пункта 1 статьи  24  Федерального закона  от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе должен содержаться закрытый перечень видов деятельности, осуществляемых Организацией, то есть без указания на перечень дополнительных видов деятельности, и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в ее наименовании и уставных целях.

- В уставах автономных некоммерческих организаций содержаться указания на прямое осуществление предпринимательской деятельности, что является нарушением пункта 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации.

- В нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» описание используемой Организацией символики не содержится в учредительных документах.

-Уставы автономных некоммерческих организаций не содержат исключительную компетенцию учредителей Организации, что является нарушением требований пункта 6 статьи 123.24 и статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

- Перечень вопросов, отнесенных  к исключительной компетенции высшего органа управления, не соответствует требованиям  пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

1.3. Типичными нарушениями в учредительных документах религиозных организаций являются:

- Положения устава не отвечают требованиям пунктов 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. В нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 7 статьи 32 Федерального закона  от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организации не информируют об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц:

2.1. Некоммерческие организации обязаны информировать Управление об изменениях сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в течение трех дней с момента таких изменений. Не предоставление таких сведений в указанный срок влечет составление протокола по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

3. В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона  от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организациями не соблюдаются нормы устава в части компетенции, периодичности проведения заседаний, порядка и формирования руководящих и контрольных органов:

3.1. Общественные Организации не предоставляют документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними.

3.2. Ревизионная комиссия (ревизор) не осуществляет контроль за финансово - хозяйственной деятельностью, документы, подтверждающие деятельность контрольного органа, отсутствуют.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся формально, контроль над  распределением имущества и денежных средств, отсутствует. Отсутствие надлежащего контроля со стороны Ревизора может привести к нецелевому расходованию денежных средств.

3.3. Корпоративные Организации не выполняют обязанность по уплате ежегодных членских взносов.

3.4. Общее собрание не утверждает годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс.

3.5. В корпоративных организациях не ведется учет членов.

4. В нарушение требований пункта 2 статьи 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации религиозные организации  действуют не в соответствии с требованиями положений своих уставов.

5. В нарушение требований пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческими организациями ежегодная отчетность предоставляется с искаженными недостоверными сведениями.

В отчетах по форме № ОНООО2 в разделе 2 «Вид расходования иных денежных средств, в том числе полученных от продажи товаров, выполненных работ, оказанных услуг» имеются расхождения между заявленными суммами в отчете и данными бухгалтерского отчета (Анализа счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 71 «Подотчетные лица»). В указанном случае Управление в отношении Организаций составляет протокол об административном правонарушении по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

6. Протоколы руководящих и контрольных органов некоммерческих организаций оформляются с нарушением требований пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6.1. не указывается время составления протокола;

6.2. не назначается лицо, ответственное за подсчет голосов;

6.3. не указываются сведения об общем количестве членов и фактически присутствующих (для определения кворума);

6.4. в протоколе отсутствует подпись секретаря заседания;

6.5. не принимаются самостоятельные решения по каждому вопросу повестки дня, отсутствуют результаты голосования;

6.6. не приложен список участников (делегатов).

7. В нарушение требований статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» руководителями некоммерческих организаций совершаются действия, которые повлекли за собой конфликт интересов:

- лицом, заинтересованным в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, признается руководитель, лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организации. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц  и некоммерческой организации.

Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего, в отношении целей ее деятельности и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

8. В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в некоммерческих организациях отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета;

9. В нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Организации не ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность, а также не представляют информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы.

10. В нарушение требований пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»  религиозные организации в своей деятельности используют неполное наименование, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11. В нарушение требований абзаца 3 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях», организации не ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

12. В нарушение положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 4 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации  Попечительский совет Фондов не осуществляет свои полномочия как орган, осуществляющий надзор за деятельностью Фонда.

13. В нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта   2 статьи 123.18  Гражданского кодекса Российской Федерации Фондом ежегодно не публикуются  отчеты об использовании своего имущества.

14. В нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996      № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации  в ходе проверок учреждений имеют место случаи отсутствия имущества, закрепленного собственником (учредителем) за учреждением на праве оперативного управления

 

 

 

 

13 апреля 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).